Военные говорят, что это несчастный случай, прокуратура рассматривает версию самоубийства
- Пли! – и тишина январского утра наполнилась грохотом автоматных выстрелов. Новобранцы вскинули автоматы, в это время один из них выпал из строя. Остальные подбежали к нему, перевернули – снег под солдатом был красным. Из раны на груди хлестала кровь.
На январском морозце на полигоне новобранцы отрабатывали стрельбы, в трагический момент все были сосредоточены на мишенях, поэтому никто точно не может сказать, что произошло. Ничего не смог объяснить и сам рядовой Павел Макаров, получивший две пули – в предплечье и в сердце. Он скончался в военном госпитале, не приходя в сознание.
Пресс-служба штаба округа тут же распространила сообщение о том, что трагедия на полигоне – несчастный случай.
- Факты неуставных взаимоотношений или каких-то проблем в семье не подтверждаются. По основной версии призывник получил ранение из-за неосторожного обращения с оружием, - рассказали в пресс-службе Центрального Военного Округа.
Однако военные следователи считают, что не все так в этом ЧП однозначно и начали свою проверку.
- Мы не исключаем версии самоубийства, - рассказал заместитель военного прокурора ПУрВО Сергей Богомолов. – Сейчас проводится расследование. Следователи беседуют с сослуживцами погибшего. Конечно, в качестве рабочей версии гибели призывника мы рассматриваем неосторожное обращение с оружием. Но это не значит, что мы не будем рассматривать и другие версии. Мы обязательно выясним, была ли дедовщина в части, и склонен ли был погибший к суициду.
Мать ехала на присягу к сыну
Маму Павла Татьяну Ивановну жуткая новость застала в пути - вместе с дочкой Леной (сестрой Паши) они ехали к нему на принятие присяги. Везли гостинцы - любимые Пашины пироги, сотовый телефон с подключенной "мегафоновской" симкой, чтобы мог дешевле звонить домой. Ехали поездом. Часа в три - звонок. На другом конце провода - Сергей, старший сын.
- Пашку застрелили! - прокричал он в трубку.
- Ноги у меня подкосились, я тут же упала, где стояла - вспоминает Татьяна Ивановна.
А у отца Павла, Александра Васильевича, ноги и вовсе отнялись. К сыну на присягу он поехать не смог - остался в Пензе. Сейчас даже по дому передвигаться не может. За папой ухиваживают старшие дети - Сережа, Света (всего у них с Татьяной Ивановной было пятеро детей, Паша был четвертым, младше него - только 13-летний Виталька).
Уже в субботу Татьяна Ивановна и Лена были в части. Побывали на месте гибели сына, в казарме поговорили с сослуживцами.
- Они все запуганы! – всхлипывает женщина. – Отвечают односложно заученными фразами. И все одно и то же – у нас все хорошо.
Татьяна Ивановна мнет в руках письмо от сына. На дедовщину он никогда не жаловался, но в письме, есть, например, такая фраза. «Зря я не согласился пойти служить в Архангельск, и очень об этом жалею».
- В последний раз, когда он мне звонил, говорил, что его вместе с другом заставили подписать бумагу о том, что они поедут служить в Таджикистан. А потом эта трагедия…
Идите отсюда со своим горем
Командир части пообщался с Татьяной Ивановной сразу по приезду. Коротко высказал соболезнования.
- Мне надо с вами поговорить, - попросила его мать погибшего бойца.
- Да, конечно, - ответил тот. И больше Татьяна Ивановна его не видела. Зато повстречалась с военным следователем в звании капитана (представиться он почему-то не захотел). Тот прямым текстом заявил матери:
- Идите отсюда со своим горем, не мешайте нам работать!
- Рядом с ним в тот момент стоял какой-то полковник, так он его даже не одернул! - вспоминает Татьяна Ивановна. - Наверное, такое отношение к родственникам погибших считается у них нормальным?
За три дня, что мать с сестрой провели в Елани, сына им ни разу не показали. Сказали, что можно будет только после вскрытия. Лишь к вечеру третьего дня, когда до обратного поезда оставалось уже несколько часов, мать повезли в морг.
Убийство или самоубийство?
- Я просила не делать вскрытия, - говорит Татьяна Ивановна, - зачем? В любом случае напишут, что это был несчастный случай.
В эту официальную версию родные не верят. Как и в то, что это было самоубийство.
- Павлуша был очень мужественный, всегда переносил все тяготы и невзгоды, - говорит сестра Лена.
- Он очень хотел жить, у него было столько планов было! - добавляет Татьяна Ивановна..
Родные считают, что Павла убили. А военный врач, попросивший не называть своего имени, рассказал, что случившееся - стопроцентное самоубийство. Солдат выстрелил из автомата сверху себе под бронежилет. Одна пуля попала в ребро, другая - в легкое. Вскрытие показало, что он умер он от потери крови.
Правда, непонятно, как оружие с боевыми патронами могло оказаться в руках бойца, который даже еще не принял присягу?
P.S. На днях в семье Сергея Макарова (старшего брата Павла) родился сын. У Татьяны Ивановна это первый внук. Посоветовавшись, родные все вместе решили назвать его Павлушей - в честь погибшего.
КАК ЭТО БЫЛО
В Елани офицеров избивают, а рядовых давят машинами
Хроники самой опасной военной части ПУрВО.
Еланский гарнизон в народе считается гиблой военной частью. Попадание туда в разы увеличивает шанс вернуться домой инвалидом или в гробу. Мы вспомнили самые громкие события в части, потрясшие всю страну.
2007 год
Ранним январским утром строй солдат вышел из казармы на завтрак. Но до столовой новобранцы так и не дошли. Прямо в строй на всем ходу влетела «восьмерка». Солдаты разлетелись в стороны, а автомобиль резко развернулся и уехал. Спустя несколько часов его нашли брошенным в противотанковом рве. А самого водителя – капитана Сергей Инкина – задержали вдрызг пьяным.
12 новобранцев с переломами и ушибами попали в госпиталь. Двое были в тяжелом состоянии – у одного из шеи торчали 10-сантиметровые осколки стекла, у другого была трещина в череп и кровоизлияние в мозг. Пьяного капитана наказали по всей строгости закона – лишили прав на полтора года (см. "Офицеру, сбившему 12 солдат, ничего не будет?").
2008 год
Лейтенант Мечетный шел по территории части и заметил рядового, бежавшего из ближайшего Еланского кабака. Солдат был навеселе. Мечетный сделал ему замечание, на что срочник огрызнулся и забежал в казарму. Спустя мгновение оттуда выбежала толпа контрактников, тоже пьяных. Они зверски избили офицера.
Мечетный с тяжелыми травмами попал в реанимацию военного госпиталя. Тех, кто бил лейтенанта, не нашли (см. "Избитого уральского офицера в госпитале заставляют подписать признание").
2009 год
Вспышка пневмонии началась еще в декабре 2008 года. Призывников не осматривали медики, видимо, кто-то и завез в военную часть пневмонию. Новобранцев селили в переполненные казармы, в которых практически не было отопления. Спали они, сдвигая кровати, - всем места не хватало. В 30-градусный мороз офицеры гоняли солдат по плацы, раздетых до пояса. По прихоти «дедов» в столовую они тоже бегали полуголые. В результате к Новому году больше ста рядовых загремели в госпиталь.
16 января, пролежав на искусственной вентиляции легких две недели, скончался рядовой Антон Юматов. Здоровый студент, спортсмен и красавец за 40 дней службы сильно изменился. В гробу его не узнавали даже родители и невеста.
Спустя год после этой трагедии командующий гарнизоном полковник Виктор Бизяев все-таки предстал перед судом. Но дедовщины после этого меньше не стало (см. "Эпидемия пневмонии в Еланском гарнизоне").
2010 год
21 января рядовой Иван Ляшевский попал в психиатрическое отделение военного госпиталя. Вместе с ним в госпиталь загремели еще пятеро парней – всех их «деды» били по головам табуретками и металлическими ножками от кровати. Виновных снова не нашли.
Взято здесь
Самые читаемые материалы
Прикрепления: |