Гости - полковник Михаил Тимошенко и полковник, начальник четвертого направления призыва и организации службы Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Алексей Борисович Князев
Ведущий - полковник Виктор Баранец
В. Баранец:
- С 1 апреля в России начался призыв на военную службу и сегодня мы будем говорить о призыве.
Алексей Борисович, напомните, сколько по указу президента, этой весной должны призывать призывников?
А. Князев:
- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, призыву на военную службу подлежит 218 720 человек.
В. Баранец:
- По сравнению с осенью прошлого года, это меньше?
А. Князев:
- Да. Осенью у нас призывалось 278 621 человек. То есть, достаточно существенное снижение.
В. Баранец:
- Чем вызвано это сокращение?
А. Князев:
- Дело в том, что в этот призыв главный упор делается на обеспечение необходимого качества не только призывного контингента. То есть, будет и увеличено количество военнослужащих, направляемых по контракту.
М. Тимошенко:
- Они входят в это число?
А. Князев:
- Нет, они в этом число не входят.
М. Тимошенко:
- А сколько из них уйдет в Вооруженные силы, а сколько в другие силовые ведомства? Военное ревю
«Весенний призыв 2011: будут ли служить кавказцы?» А. Князев:
- Это закрытая информация, которую я не могу озвучить. Даже в процентах не могу сказать.
В. Баранец:
- То есть, из 218 тысяч не все попадут в Вооруженные силы?
А. Князев:
- Конечно. Мы комплектуем и другие силовые структуры. Прежде всего, это внутренние войска МВД, Федеральная служба охраны.
М. Тимошенко:
- Я так думаю, что первая цифра, которая звучала – 203 тысячи – она и есть та составляющая призывная, которая уходит в Вооруженные силы России.
Б. Баранец:
- В последние дни активно муссируется вопрос, что в Дагестан не призываются. Звоним в Дагестан, нам говорят – не так вы поняли ту информацию, которая в одной из газет была опубликована. Объясните, пожалуйста, Алексей Борисович, что с дагестанскими призывниками?
А. Князев:
- Информация о том, что призывники с Дагестана направляться для прохождения службы не будут, она действительности не соответствует.
В. Баранец:
- Что вы считаете главными особенностями этого призыва?
А. Князев:
- Я бы назвал одну из главных особенностей то, что мы делаем упор на качество, переходим уже от экспериментального порядка обеспечения, то есть сопровождение военнослужащих к месту прохождения службы представителями родительских комитетов, общественных организаций входит в правило. Осенью прошлого года в порядке эксперимента в каждом округе был определен конкретный транспорт, где-то авиационный, где-то морской, где-то железнодорожный, то сейчас мы перешли уже к работе в плановом порядке. Плюс к этому также мы продолжим практику привлечения в состав призывных комиссий именно к работе на постоянной основе представителей общественных организаций. Осенью у нас 876 человек представителей организаций работало в составе призывных комиссий, то есть, непосредственно принимали решение. И мы заинтересованы в таком контроле. Кроме того, мы также продолжим практику приглашения родителей для участия в призывных комиссиях, где будет приниматься решение в отношении их сыновей. Это тоже способствует открытости, им как бы из первых уст будет доведена исчерпывающая информация.
М. Тимошенко:
- Алексей Борисович, сколько же у нас все-таки в итоге сейчас окажется людей под ружьем? 278 тысяч осеннего набора прошлого года и 218 тысяч нынешнего. Плюс 150 тысяч офицеров. Плюс 150 тысяч контрактников и сержантов. Получается 796 тысяч. То есть, мы не выходим даже на 800 тысяч.
А. Князев:
- По контрактникам цифра у вас недостоверная, их гораздо больше.
М. Тимошенко:
- У товарища Панкова, например, цифра именно такая. Ну, не обвинять же человека в незнании? Мы вышли на миллион или не вышли?
А. Князев:
- Мы вышли на миллион.
М. Тимошенко:
- Тогда почему начальник Генерального штаба обмолвился, что у нас численность миллион двести. У него откуда двести тысяч родилось?
А. Князев:
- Комментировать высказывания старших начальников к моим полномочиям не относится.
М. Тимошенко:
- Понятно. Помилуйте, так бы сразу и сказали. Мы ж не хотим на вас возложить ответственность за весь генеральный штаб и тем более за обретение нового облика. Мы как раз никак понять не можем, где концы? Цифры есть цифры, никуда ты тут не денешься. Получается, что под ружьем у нас сейчас народу меньше. Значит, кто же тогда наваял такие доклады?
А. Князев:
- У нас по указу президента сейчас, по положению, допускается прохождение службы на должностях солдат и сержантов вышестоящих категорий. То есть, и офицер может проходить и на этой должности, и прапорщик. Поэтому, может быть, здесь ваша арифметика как раз и встанет на место.
В. Баранец:
- Я говорил с такими же, как и вы, специалистами, они, конечно, уклоняются в Генштабе от прямого ответа, но они говорили, что мы забыли, наверное, посчитать тех, кто находится за штатом, в распоряжении…
А. Князев:
- Есть курсанты вузов, есть другие категории. Но я просто говорю, у меня немного другая направленность работы служебной деятельности…
В. Баранец:
- Хорошо, Алексей Борисович, мне бы хотелось говорить только о том, чем вы занимаетесь. Опишите, пожалуйста, ваши обязанности. Хотя бы грубо.
А. Князев:
- Вопросами, связанными с организацией подготовки граждан к военной службе и к организации их призыва. Что касается подготовки, я считаю, у нас сейчас сделан достаточно большой шаг вперед, мы сейчас уже подготовку по военно-учетным специальностям осуществляем в обновленной общественно-государственной организации ДОСААФ России и здесь существенное увеличение количества. То есть, юноши уже идут служить подготовленными. В настоящее время они готовят в основном по водительским специальностям. Потому что те специальности, которые требуют использование боевой техники, подготовка их на базе общественно-государственной все-таки общественной организации…
М. Тимошенко:
- …сильно бережет технику.
А. Князев:
- …Если мы готовили в прошлом году 73 тысячи в этой организации, в этом году мы будем готовить уже 109 тысяч. Люди пойдут уже готовые к военной службе, имеющие военно-учетную специальность.
Звонок от Андрея:
- У меня родной племянник заканчивает 11-й класс и его призывают весной. То есть, 25 июня говорят прибыть с вещами. Есть ли какие-то отсрочки для того, чтобы он реализовал свое право поступить в вуз? Или нет никаких отсрочек?
А. Князев:
- Спасибо за вопрос. В настоящее время отсрочки, которые предоставляются гражданам, предусмотрены только для тех, кто уже обучаются либо в образовательных учреждениях среднего профобразования, либо высшего профобразования. То есть, для тех, кто поступает, на момент поступления никаких отсрочек нет. Но в то же время, если он будет призван на военную службу, следует иметь в виду, что у него сохраняется право использовать результаты Единого госэкзамена, сданного им за год до призыва на военную службу еще в течение года после увольнения с этой службы. Плюс первоочередное право зачисления в вуз.
В. Баранец:
- Алексей Борисович, представьте себе, что ваш сын, мой сын 22 июня там отгулял бал и собирается поступать в МГУ, допустим. Как в данном случае с ним будут поступать? Как право относится к ним? Военкомат повестку присылает, он говорит – дайте поступить… Вот тут бы хотелось, чтобы вы разрулили эту ситуацию и с точки зрения закона, и с точки зрения здравого смысла.
А. Князев:
- В данном случае военкомат строго выполняет требование законодательства. То есть, у нас, каждый третий призывник, к сожалению, по состоянию здоровья не может проходить военную службу. То есть, если он действительно вызывается и если признается годным к военной службе и выносится решение о его призыве, то в этом случае он, естественно, обязан выполнить свой долг. В данном случае военкомат не выносит решение, как такового, решение выносит комиссия. Военкомат лишь организует все это мероприятие, оповещает призывника и т.д.
М. Тимошенко:
- К примеру, парень отслужил срочную, остался на контракт, отслужил контракт, но уволился. Он приходит в вуз. На каких основаниях он будет поступать?
А. Князев:
- В этом случае он даже на подготовительных курсах может обучаться, если он прослужил три года и более по контракту, уже льгота для обучения его на подготовительном отделении предусмотрена. То есть, он получит доподготовку, так скажем.
М. Тимошенко:
- А результаты его ЕГЭ засчитываются? Допустим, у него было 100 баллов, а он пошел служить срочную – ну так, замели его.
А. Князев:
- В законе написано «после увольнения с военной службы».
М. Тимошенко:
- …так вот, это как-нибудь учитывается или нет? Получается, что обратная связь-то есть, материалы вы получили, а использовали или нет, как?
А. Князев:
- Безусловно. Но не при корректировке общих показателей, а вот именно при комплектовании конкретных частей учебных…
В. Баранец:
- Недавно руководитель Генштаба и министр обороны где-то оговорился, что будут меняться сроки. Сколько сейчас в учебной части будет учиться призывник, которого мы сейчас призвали?
А. Князев:
- Три месяца. Плюс «курс молодого бойца».
В. Баранец:
- Скажите, пожалуйста, ну маловато на год призывать бойца, по-моему.
А. Князев:
- Раньше человек готовился пять месяцев в учебке. Месяц – перевоз и подготовка материальной базы. Честно говоря, если сравнивать подготовку того периода, несмотря на все положительные моменты, нужно все-таки отметить, что очень много времени тратилось именно и на хозяйственные работы, и караульная служба, внутренние наряды. Нагрузка боевой подготовки была меньше.
Звонок от Натальи:
- Я из Кургана звоню. У меня сын 11-й заканчивает. Я прочитала в интернете письмо департамента общего образования, которое опубликовано от 4 апреля 2001 года о ситуации с призывом. Они дают разъяснение, что к образовательному процессу относится не только образование и итоговая аттестация, но и каникулярное время. В итоге они дают следующее: ученик 11-го класса общеобразовательного учреждения имеет право отсрочку от призыва на военную службу до его отчисления из общего образовательного учреждения, которое может осуществляться, в том числе, по окончании каникул, предоставленных после государственной итоговой аттестации. То есть, по 31 августа.
А. Князев:
- На практике не удавалось встречаться с такой школой, где бы школьникам давали каникулы до конца августа месяца и после этого бы они отчислялись.
В. Баранец:
- Алексей Борисович, давайте коснемся вопроса так называемых уклонистов. И начальник Генштаба Макаров говорил об этом, и ваш начальник, уважаемый Василий Васильевич Смирнов говорил, около 200 тысяч так называемых уклонистов. У меня вопрос – вот эти 198 тысяч уклонистов, их можно как-то разбить на категории, что это за люди? Нарисуйте нам портрет среднего уклониста, что это за хлопец? Он где, спит у бабушки под кроватью где-то на Украине или в Белоруссии? Он вечно мается по городам России, дабы не получить повестку? Или этот человек за рубежом скрывается?
М. Тимошенко:
- И почему у прокуратуры цифры иные? Они как считают?
А. Князев:
- Уклонисты делятся как бы на две категории. Есть граждане, которые уклоняются от призыва на военную службу, по крупному. А есть граждане, которые уклоняются от явки на мероприятия, связанные с призывом. Первая категория – это те люди, которые получили повестку официальную, которые прошли комиссию и есть заключение о том, что они годны к военной службе. Но при этом при всем они от прибытия на сборный пункт уклоняются. Это граждане, которые уклоняются от призыва на военную службу. Таких у нас по итогам осеннего призыва 2010 года 13,5 тысяч. И по ним динамика достаточно серьезная в сторону снижения. То есть, если у нас осенью 2009 года их было 17,7 тысяч, то в 2010-м их значительно меньше. Другая категория, которая нас больше всего беспокоит – это люди, которых просто невозможно оповестить. Вот это как раз те 198 тысяч, о которых вы говорите.
М. Тимошенко:
- Они скрываются от оповещения?
А. Князев:
- Да. Но их тоже можно поделить на две категории. Большая часть – порядка 152 тысяч – это те, кого просто не могут найти. Оставшиеся – это те, кто убыли без снятия с воинского учета. То есть, они убыли на новое место жительства, снялись с регистрационного учета по месту жительства, но не снялись с воинского. Честно говоря, вот эта категория нас беспокоит больше всего.
В. Баранец:
- В Генштабе наверняка думали, как решить эту проблему. Есть уже какие-то подходы? 198 тысяч – это приличный военный округ получается…Мне интересно, где бьется мысль Генштаба – какие инициативы вы выдвигаете на правительство, законодательство? Ну, как-то мы должны решать эту проблему. 200 тысяч бегают, а остальные пусть служат, да?
А. Князев:
- Давайте опустимся с небес на землю. У нас призывается в процентном отношении не такое большое количество. Если, допустим, их привести на медкомиссию, из них треть, а то и больше, будут негодными по здоровью. Есть там и наркоманы, которые просто и не нужны Вооруженным Силам. Есть категории, которые на законных основаниях могут получить отсрочку. Таких тоже немало. Поэтому говорить, что всех их можно поставить в строй, это, конечно, не так. Что касается мер по борьбе с ними, я скажу так. В принципе, статья Уголовного кодекса, действующая, 328-я, она обеспечивает достаточно серьезное наказание – до 2 лет лишения свободы. Поэтому здесь, скорее, целесообразно говорить о том, что наказание должно стать необратимым. Может быть, какие-то механизмы – это именно в области правоохранительной деятельности, необходимо улучшать с тем, чтобы привлекать их к ответственности. Но это не единственный путь. Не менее важное направление, а, может, даже и более важное – это то, что делается сейчас Министерством обороны, это меры, направленные на повышение привлекательности и престижа военной службы по призыву. Это гуманизация военной службы. То есть, принимаются меры, допустим, какого плана. Многие военнослужащие проходят службу вблизи места жительства. Имеют возможность пользоваться мобильными телефонами. Регламентирован порядок прохождения военной службы.
Звонок от Николая:
- Вам звонит капитан запаса. Призыв, конечно, тема очень большая – была, есть и будет. У меня вот вопрос такой. По телевидению огромное количество молодых, здоровых, красивых людей выступают в различных шоу, являются артистами и так далее. Ни одного из них представить себе в солдатской форме где-нибудь в каком-нибудь гарнизоне я не могу. Назовите мне, пожалуйста, хотя бы одного сына офицера Генерального штаба в звании от генерал-майора и выше, который проходит службу солдатом срочной службы в ВС. И еще вопрос – господа-товарищи, я закончил один из самых лучших военных вузов нашей страны, в частности, военный университет. Я молчу о том, что потом, после военного университета, сложно найти себя на гражданке, но я нашел, и слава богу. Многие обеспеченные люди, в том числе сынки генералов, полковников и т.д., засовывают своих детей туда. Не совсем честными способами и так далее, заменяя им этим военную службу. Не кажется ли вам это несколько несправедливым?
В. Баранец:
- Да, есть генералы, у которых сыновья не только служили, но и воевали, и погибли на чеченской войне. Я хочу, в первую очередь, назвать фамилию человека, уважаемого в армии, хотя он уже за ее пределами – это бывший командующий воздушно-десантными войсками, сын которого, Олег Шпак, погиб в одной из атак во время первой чеченской кампании. Насколько мне известно, сын Пуликовского тоже служил. Да, это все люди, которые знают, что такое служба, что такое Генштаб. Я бы, конечно, не стал говорить, что это явление тотальное. Я бы еще похитрее вопрос задал. Тогда надо ставить вопрос – а кто из членов правительства или депутатов Государственной думы… Тогда будет все справедливо, тогда мы будем предъявлять претензии и офицерам Генерального штаба. Понятен вопрос, проблема есть.
А. Князев:
- Считаю некорректным в эфире называть тех генералов, которых я лично знаю, чьи сыновья проходят службу. Хочу сказать, что практически единицы, кто не служил. Но другой вопрос, что большинство идет по стопам отцов и поступают в военные училища и уже служат офицерами. И ничего плохого в этом я не вижу. Мой сын закончил МГТУ имени Баумана, бакалавриат, после этого прошел срочную службу по призыву. В позапрошлом году уволился в звании младшего сержанта.
В. Баранец:
- Вот я бы только за это Алексея Борисович Князева повысил в должности и в звании. Потому что, если у нас так каждые полковники будут подходить к своим сыновьям, то, я надеюсь, руководство Минобороны в конце концов должно понять, какую поросль воспитывают полковники в своих рядах.
М. Тимошенко:
- Каким образом можно воспитывать в людях патриотизм, если твой сын не служил? Или, например, создавать министерство по производству патриотизма, наше Росмолодежи, с господином Якименко во главе, вот чего его орлы-то делают для того, чтобы патриотизм воспитывать среди призывников или хотя бы посреди себя?
А. Князев:
- Я хочу сказать, что ситуация-то меняется. В том числе, и общественное отношение к службе в армии. Просто раньше как бы все относились именно так – а, вроде как не отслужил, смог, что называется, откосить, значит, молодец. А сейчас уже совсем по-другому. Посмотрите, спросите военкоматы, многие серьезные организации, ну, по своим каналам пытаются узнать – к нам поступает такой-то кандидат, а служил ли он в армии? Не служил. И это один из серьезных аргументов. Потому что если он отслужил – это одно, значит, у него там и здоровье нормальное, и все. И как бы отношение к закону соответствующее. А если он не отслужил, значит, либо он больной, а значит, зачем он данной фирме нужен? Либо, что называется, обманул государство. Но если он государство обманул, я думаю, что он и фирму обмануть сможет.
М. Тимошенко:
- И вот здесь совершенно прав Алексей Борисович. Это смыкается напрямую с темой о 200 тысячах косарей. Потому что, ну, хорошо, какие-то сменили адреса, они не встали там на воинский учет. У работодателей-то должен возникнуть вопрос….
В. Баранец:
- Тут закон нужно вводить. Не принимать на службу без прояснения его военного прошлого или будущего. Мне кажется, это решение вопроса. Хочу спросить просто Алексея Борисовича Князева, гражданина Российской Федерации, а как вы относитесь к той идее, которую постоянно муссируют люди о том, что человек, не отслуживший, не должен получать хода ни в какой государственной структуре? Как вам это? Гражданин Князев, не полковник.
А. Князев:
- Положительно.
В. Баранец:
- Мне кажется, тогда был бы уже другой подход к службе в армии. Тогда было бы как в Дагестане – там, говорят, по 25 человек на место с первых петухов занимают в военкоматах.
М. Тимошенко:
- В Казахстане двери сносят в военкоматах.
А. Князев:
- Ну, здесь тоже подход должен быть взвешенным. То есть, есть люди, которые рвутся служить, но по состоянию здоровья они не проходят…
М. Тимошенко:
- С другой стороны, возникает вопрос – зачем калека на государственной службе?
А. Князев:
- Ну, с другой стороны, вот президент США Рузвельт был калека…. Ну, что ж тут…
М. Тимошенко:
- Да. Но все остальные – бегают с утра.
Взято здесь
Самые читаемые материалы
Прикрепления: |