Чтобы выполнить план, военкоматы сейчас гребут в войска всех, используя любую лазейку в законе.
Студентов-очников стали забирать в армию Около семи утра второкурсник Инженерно-строительного института Тольяттинского госуниверситета Валентин Суворов проснулся от стука в дверь.
- Кто там? - крикнул он спросонья.
- Сантехники, - послышался ответ.
- Мы не вызывали, - сказал Валентин, заглядывая в глазок. На площадке стояли трое мужчин в гражданском, а за ними - один в погонах.
- Значит, ошибка вышла. Распишитесь, что мы по вызову приходили.
Студент собрался уже было открыть дверь, как вдруг зазвонил мобильник.
- Если к тебе сантехники придут, не открывай! - закричал в трубку одногруппник Валерка. - Я открыл, меня скрутили и заставили в повестке расписаться. Сказали: «Теперь ты от армии не откосишь!»
Таких, как Валентин и Валера, в Тольятти оказалось 120, а во Владимире - 108 человек. Они сидят на чемоданах, а их родители пьют валерьянку: дети поступили на очное отделение вузов, но их забирают в армию!
Подвох оказался в том, что отсрочка предоставляется очникам, которые учатся по специальностям, получившим аккредитацию. Но ее дают лишь после первого выпуска студентов - то есть через четыре, а то и через пять лет после введения специальности в вузе. Вот и получилось, что парни, поступившие на новые, модные профессии (такие как «Нанотехнологии», «Почвоведение», «Финансы»), пролетели с отсрочкой.
- Изменения в Закон «О воинской обязанности и военной службе» вступили в силу 1 января 2008 года, - объясняет ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал. - До этого отсрочка давалась всем студентам аккредитованных государственных вузов. После - только на аккредитованные специальности и направления. Но до сих пор никому не приходило в голову пользоваться этим юридическим казусом! Его и воспринимали как «ошибку машинистки». Ведь никакой разницы между обучением по аккредитованной специальности или на открытом вместо нее бакалавриате нет. Материальная база и преподаватели те же.
Почему же этот, как говорит ректор, казус вспомнили только сейчас?
- Видимо, раньше набиралось нужное число новобранцев, - считает и. о. начальника мобилизационного отдела Владимирского госуниверситета Лариса Митяева. - А теперь руки дошли до очников. Для вузов это трагедия, группы будут полупустые...
Военные не отрицают, что с набором призывников возникли проблемы. Во Владимире, например, оказалось, что надо набрать на 280 человек больше, чем заявлялось ранее.
- В соседних регионах новобранцев очень мало, - рассказывает военком Владимирской области Сергей Сливин. - В Ярославле вряд ли выполнят норму, и часть плана скинули на нас.
Больше всего возмущаются пятикурсники: «Хоть режьте нас, а в армию, пока не защитимся, не пойдем!» Кто-то в спешном порядке перевелся на аккредитованную специальность. Другие готовы на более радикальные меры. Так, студента Тольяттинского госуниверситета Максима Свиридова на занятиях нет уже пятый день.
- Он в больнице, - поясняет его подруга Светлана. - Наелся просроченного йогурта и пошел ко врачу за справкой. До этого селедку молоком запивал, на сутки помогло. А если съесть сахар с йодом, поднимется температура! Пока вопрос с призывом не решится, придется «болеть».
Кстати, некоторые студенты поступили в вузы до того, как приняли поправки в Закон «О воинской обязанности». Юристы говорят, что они могут через суд получить отсрочку. Однако до этого не дошло. Кого-то уже отправили в войска, а других военкоматы просто перестали дергать - видимо, выполнили план.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Осталось продержаться до Нового года?
В общем, история как в «Мальчише-Кибальчише» - осталось только день простоять да ночь продержаться. Дело в том, что еще
8 ноября президентом Дмитрием Медведевым подписаны поправки в законодательство об образовании. И этими поправками «ошибка машинистки» исправлена. С 1 января 2011 года, когда поправки вступят в силу, процедура госаккредитации будет применяться уже не к отдельной образовательной программе, а к укрупненной группе направлений подготовки (специальностей). Как объяснили «КП» в Рособрнадзоре, это значит: аккредитация станет распространяться и на вновь открываемые программы, принадлежащие к укрупненной группе специальностей (УГС).
То есть если УГС аккредитована, то и право на отсрочку получают все, кто по ней учится. Начинает она действовать с первого года обучения. Логика понятна: в институте уже есть соответствующего уровня преподаватели, учебно-методическая и лабораторная базы - значит, нет и разницы в уровне обучения на старых и новых специальностях.
Но как быть сейчас, в оставшиеся до Нового года дни? Для многих ребят призыв посредине учебы как снег на голову. Тем более призыв несправедливый. Ведь неаккредитованные специальности - это как раз те, которые открываются «по велению времени», специалисты по которым срочно нужны экономике, науке.
Получается, и военкоматы, гребущие всех с неаккредитованных специальностей (причем не только в Самарской и Владимирской областях, а и в Москве и других регионах), формально правы. И вузы, пытающиеся защитить своих студентов от несправедливости, - тоже.
И вот вопрос: если о такой коллизии было известно, почему два ведомства - Минобороны и Минобрнауки - заранее не договорились и не выработали общую позицию? Хотя бы на эти «смутные» несколько месяцев. Вопрос ведь не пустячный - он касается судеб сотен мальчишек.
Взято здесь
Самые читаемые материалы
Прикрепления: |